• 12 февраля 2017, воскресенье
  • Москва, Большая Бронная 2/6, 16 этаж, кв. 58-59 Домофон 58 или 59

Франкофония. От Ars nova до Молодой Франции

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Другие события организатора

Мемориальная квартира С. Рихтера
2652 дня назад
12 февраля 2017, начало в 18:00
Москва
Большая Бронная 2/6, 16 этаж, кв. 58-59 Домофон 58 или 59

12 февраля Мемориальной квартире Святослава Рихтера пройдет концерт в рамках цикла «Годы странствий: Франция и Италия». В программе сочинения Гийома де Машо, Франсуа Куперена, Мориса Равеля, Дариуса Мийо, Оливье Мессиана, Яна Ксенакиса. Исполнители – Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) в составе: Олег Танцов (кларнет), Марина Рубинштейн (флейта), Павел Домбровский (фортепиано), Глеб Хохлов (скрипка), Илья Рубинштейн (виолончель). Начало в 18:00. Место проведения: мемориальная квартира Святослава Рихтера. Цена билета: 800 рублей.

Французская национальная традиция, быть может, одна из наиболее стойких по сравнению с другими музыкальными школами Западной Европы. Она подобна широкой реке, которая подпитывается разными притоками, но никогда не меняет своего курса. Музыковед и дирижер Поль Коллар как-то заметил, что композиторов Франции волнуют не столько проблемы отвлеченного новаторства, сколько его специфически национальное претворение. За это в свое время ратовали Куперен и Рамо, Берлиоз и Визе. Национальную традицию отстаивал Дебюсси – «Клод Французский», как он горделиво именовал себя. При этом поколение, пришедшее ему на смену – знаменитая французская «Шестерка» – отвергнет импрессионизм именно за его якобы недостаточную приверженность национальному духу Франции. Затем пройдет еще два десятилетия, и другие молодые композиторы будут призывать к возрождению национальной традиции, на сей раз в лице Берлиоза и Гуно. Именно во Франции прошлое так неразрывно слито с настоящим. Композитор Эрнст Крженек писал: «Для французов прошлое не есть нечто замкнутое в себе, далекое, чуждое. То, что прошло, продолжает жить, постоянно ощущается». Возможно, именно эта преемственность воплощается в специфически французском выражении le Gout Musical (музыкальный вкус, стиль). Многие исследователи пытались уловить и сформулировать принадлежность к национальной традиции разных и совершенно не похожих друг на друга французских композиторов. Для Артюра Онеггера Франция – это «блистательный свет разума», четкость и красота мысли, ясность построения. Илья Эренбург на первое место ставил присущее французском народу «чувство красок, пропорций, форм». Не менее важную роль для национальной французской музыки играет приверженность классической традиции и чуткое внимание к Востоку и вообще всему экзотическому. В этой связи понято, почему именно французские музыканты в ХХ веке с энтузиазмом приветствовали заокеанский джаз как новый источник «экзотических» впечатлений.

Программа концерта 12 февраля представит многоцветный калейдоскоп из сочинений французских композиторов разных эпох и стилей – от «последнего трувера» Гийома де Машо (1300–1377) до лидера французского музыкального авангарда Яна Ксенакиса (1922–2011). В музыкальном повествовании перед публикой пройдет многовековая история Франции – время королей Иоанна Доброго и Карла V, золотой век короля-солнца Людовика XIV, Первая и Вторая мировые войны и захватывающие годы французского авангарда второй половины ХХ века.

Следуя маятнику времени, французская музыка виртуозно баллансирует между данью традиции и экспериментом. Стилевую арку с балладой Гийома де Машо «Совершенный в любви» и прелюдиями из «Искусства игры на клавесине» (1716) Франсуа Куперена создают два омажа старинной музыке – «Гробница Куперена» Мориса Равеля (1914–1917) и Соната для виолончели и  фортепиано (1915) Клода Дебюсси. В лучезарной Сюите для скрипки, кларнета и фортепиано (1936) Дариуса Мийо отдана дань экзотике бразильских мотивов, флеру народных танцев и легкому привкусу джаза. Совершенно иное музыкальное измерение представляет собой Квартет на конец времени (1941) Оливье Мессиана (III. «Бездна птиц» для кларнета соло) – сочинение, созданное в силезском концентрационном лагере для военнопленных, и «Харизма» для кларнета и виолончели (1971) Яна Ксенакиса, которую композитор посвятил памяти своего ушедшего коллеги, включив в партитуру строчку из Иллиады Гомера: «Душа Менетида, как облако дыма, сквозь землю с воем ушла».

В программу концерта войдут авторские переложения Ивана Бушуева, сделанные специально для ансамбля МАСМ: баллада «Совершенный в любви» Гийома де Машо и Сюита «Гробница Куперена» Мориса Равеля.

Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) основан в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при непосредственном участии признанного лидера отечественной школы новой музыки Эдисона Денисова. Значительное место в репертуаре коллектива принадлежит и музыке молодых композиторов. На счету МАСМ более 800 мировых и российских премьер, принадлежащих композиторам разных поколений; ансамбль выпустил около 40 компакт-дисков для ведущих мировых лейблов России, Франции, Великобритании, Нидерландов и Японии. С 2005 года МАСМ является членом Международного общества современной музыки (International Society for Contemporary Music – ISCM) в составе Российской национальной секции. В 2013 году ансамбль стал лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «Эксперимент».

Олег Танцов (кларнет) родился в 1957 году в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского (класс профессора В.В. Петрова) и аспирантуру. Олег Танцов лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей, работал в Симфоническом оркестре Центрального телевидения и Всесоюзного радио (дирижер М. Шостакович), Российском Государственном симфоническом оркестре кинематографии, Государственной академической симфонической капелле России (дирижеры Г. Рождественский и В. Полянский), Московском ансамбле современной музыки (с 1990). С 2005 года – солист ансамбля «Студия новой музыки». Олег Танцов много времени уделяет научно-исследовательской и методической работе. Являясь преподавателем Академического музыкального колледжа (при Московской консерватории) и Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, он стал автором многочисленных пособий и хрестоматий по исполнению современной музыки для духовых инструменотов. В 1998 году Олег Танцов удостоен звания «Заслуженный артист России».

Павел Домбровский (фортепиано) родился в 1982 году. В 2004 году окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского (класс профессора Л.Н. Наумова). В 2006 году завершил обучение в аспирантуре Московской консерватории (класс профессора А.Б. Диева). Лауреат IV международного конкурса имени В. Горовица (Киев, 2001, Вторая премия), V открытого конкурса музыкантов-исполнителей им. Н. Сабитова (Уфа, 2002, Первая премия), Международного конкурса Маргарет Лонг и Жака Тибо (Париж, 2004); дипломант XII международного конкурса им. П.И. Чайковского (Москва, 2002). Павел Домбровский выступал с концертами в городах России, Англии, Бельгии, Нидерландов, Германии, Италии, Польши, Франции, Украины и Киргизии.

Марина Рубинштейн (флейта) окончила Московскую консерваторию и аспирантуру по классу флейты у профессора А. Корнеева. В 1999–2001 годах принимала участие в мастер-классах Марины Печчинини (Швейцария). Была стипендиатом благотворительных Фондов М. Ростроповича и В. Спивакова. Лауреат международных конкурсов «Классическое наследие» в Москве, музыкантов-исполнителей на духовых инструментах в Тольятти, конкурса им. В. Букки в Риме, Венского международного конкурса музыкантов, конкурса камерных ансамблей в Кальтаниссетте (Италия). Принимала участие в международных фестивалях в России, Эстонии, Турции, США. Финалист международного фестиваля Young virtuosos, проходившего в Нью-Йоркском Карнеги-холле (1999). Выступала с Ольбергским симфоническим оркестром под управлением Ф. Глущенко, Государственным оркестром радио и телевидения России под управлением С. Скрипки, Клайпедским камерным оркестром под управлением Р. Шервеникаса, оркестром «Киевская камерата» под управлением В. Сиренко, а также с сольными концертами и в составе камерных ансамблей в Дании, Австрии, Германии, Швейцарии, Турции, Литве, Эстонии, США, Израиле и Франции.

Илья Рубинштейн (виолончель) родился в Москве в 1980 году. Окончил Московскую среднюю специальную музыкальную школу им. Гнесиных по классу виолончели (педагог Т.И. Прохорова) и Российскую академию музыки им. Гнесиных, преподаватели А.И. Загоринский, В.А. Берлинский (квартет), О.И. Кондратьева (камерный ансамбль). Принимал участие во многих молодежных проектах, в числе которых Российско-американский молодежный оркестр и «Голландская летняя академия» (Нидерланды). В составе трио стал обладателем приза за лучшее исполнение классики на международном конкурсе в Калтаниссетте (Италия). Играет на виолончели мастера Виченцо Руджери из фондов Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов ВМОМК им. М.И. Глинки. В 2008 году окончил факультет современной музыки в аспирантуре Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Выступает как солист и в составе трио. Один из создателей и постоянный участник FX Quartet.

Глеб Хохлов (скрипка) окончил Уральский музыкальный колледж при Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского по специальности скрипка, артист оркестра, исполнитель (2011). Затем, в 2016 году окончил с отличием Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского на факультете исторического и современного исполнительского искусства. В настоящее время – ассистент-стажер оркестрового факультета.

Регистрация

Рекомендуемые события

Организуете события? Обратите внимание на TimePad!

Профессиональная билетная система, статистика продаж 24/7, выгрузка списков участников, встроенные инструменты продвижения, личный кабинет для самостоятельного управления и еще много чего интересного.

Узнать больше