Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
12 февраля Мемориальной квартире Святослава Рихтера пройдет концерт в рамках цикла «Годы странствий: Франция и Италия». В программе сочинения Гийома де Машо, Франсуа Куперена, Мориса Равеля, Дариуса Мийо, Оливье Мессиана, Яна Ксенакиса. Исполнители – Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) в составе: Олег Танцов (кларнет), Марина Рубинштейн (флейта), Павел Домбровский (фортепиано), Глеб Хохлов (скрипка), Илья Рубинштейн (виолончель). Начало в 18:00. Место проведения: мемориальная квартира Святослава Рихтера. Цена билета: 800 рублей.
Французская национальная традиция, быть может, одна из наиболее стойких по сравнению с другими музыкальными школами Западной Европы. Она подобна широкой реке, которая подпитывается разными притоками, но никогда не меняет своего курса. Музыковед и дирижер Поль Коллар как-то заметил, что композиторов Франции волнуют не столько проблемы отвлеченного новаторства, сколько его специфически национальное претворение. За это в свое время ратовали Куперен и Рамо, Берлиоз и Визе. Национальную традицию отстаивал Дебюсси – «Клод Французский», как он горделиво именовал себя. При этом поколение, пришедшее ему на смену – знаменитая французская «Шестерка» – отвергнет импрессионизм именно за его якобы недостаточную приверженность национальному духу Франции. Затем пройдет еще два десятилетия, и другие молодые композиторы будут призывать к возрождению национальной традиции, на сей раз в лице Берлиоза и Гуно. Именно во Франции прошлое так неразрывно слито с настоящим. Композитор Эрнст Крженек писал: «Для французов прошлое не есть нечто замкнутое в себе, далекое, чуждое. То, что прошло, продолжает жить, постоянно ощущается». Возможно, именно эта преемственность воплощается в специфически французском выражении le Gout Musical (музыкальный вкус, стиль). Многие исследователи пытались уловить и сформулировать принадлежность к национальной традиции разных и совершенно не похожих друг на друга французских композиторов. Для Артюра Онеггера Франция – это «блистательный свет разума», четкость и красота мысли, ясность построения. Илья Эренбург на первое место ставил присущее французском народу «чувство красок, пропорций, форм». Не менее важную роль для национальной французской музыки играет приверженность классической традиции и чуткое внимание к Востоку и вообще всему экзотическому. В этой связи понято, почему именно французские музыканты в ХХ веке с энтузиазмом приветствовали заокеанский джаз как новый источник «экзотических» впечатлений.
Программа концерта 12 февраля представит многоцветный калейдоскоп из сочинений французских композиторов разных эпох и стилей – от «последнего трувера» Гийома де Машо (1300–1377) до лидера французского музыкального авангарда Яна Ксенакиса (1922–2011). В музыкальном повествовании перед публикой пройдет многовековая история Франции – время королей Иоанна Доброго и Карла V, золотой век короля-солнца Людовика XIV, Первая и Вторая мировые войны и захватывающие годы французского авангарда второй половины ХХ века.
Следуя маятнику времени, французская музыка виртуозно баллансирует между данью традиции и экспериментом. Стилевую арку с балладой Гийома де Машо «Совершенный в любви» и прелюдиями из «Искусства игры на клавесине» (1716) Франсуа Куперена создают два омажа старинной музыке – «Гробница Куперена» Мориса Равеля (1914–1917) и Соната для виолончели и фортепиано (1915) Клода Дебюсси. В лучезарной Сюите для скрипки, кларнета и фортепиано (1936) Дариуса Мийо отдана дань экзотике бразильских мотивов, флеру народных танцев и легкому привкусу джаза. Совершенно иное музыкальное измерение представляет собой Квартет на конец времени (1941) Оливье Мессиана (III. «Бездна птиц» для кларнета соло) – сочинение, созданное в силезском концентрационном лагере для военнопленных, и «Харизма» для кларнета и виолончели (1971) Яна Ксенакиса, которую композитор посвятил памяти своего ушедшего коллеги, включив в партитуру строчку из Иллиады Гомера: «Душа Менетида, как облако дыма, сквозь землю с воем ушла».
В программу концерта войдут авторские переложения Ивана Бушуева, сделанные специально для ансамбля МАСМ: баллада «Совершенный в любви» Гийома де Машо и Сюита «Гробница Куперена» Мориса Равеля.
Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) основан в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при непосредственном участии признанного лидера отечественной школы новой музыки Эдисона Денисова. Значительное место в репертуаре коллектива принадлежит и музыке молодых композиторов. На счету МАСМ более 800 мировых и российских премьер, принадлежащих композиторам разных поколений; ансамбль выпустил около 40 компакт-дисков для ведущих мировых лейблов России, Франции, Великобритании, Нидерландов и Японии. С 2005 года МАСМ является членом Международного общества современной музыки (International Society for Contemporary Music – ISCM) в составе Российской национальной секции. В 2013 году ансамбль стал лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «Эксперимент».
Олег Танцов (кларнет) родился в 1957 году в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского (класс профессора В.В. Петрова) и аспирантуру. Олег Танцов лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей, работал в Симфоническом оркестре Центрального телевидения и Всесоюзного радио (дирижер М. Шостакович), Российском Государственном симфоническом оркестре кинематографии, Государственной академической симфонической капелле России (дирижеры Г. Рождественский и В. Полянский), Московском ансамбле современной музыки (с 1990). С 2005 года – солист ансамбля «Студия новой музыки». Олег Танцов много времени уделяет научно-исследовательской и методической работе. Являясь преподавателем Академического музыкального колледжа (при Московской консерватории) и Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, он стал автором многочисленных пособий и хрестоматий по исполнению современной музыки для духовых инструменотов. В 1998 году Олег Танцов удостоен звания «Заслуженный артист России».
Павел Домбровский (фортепиано) родился в 1982 году. В 2004 году окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского (класс профессора Л.Н. Наумова). В 2006 году завершил обучение в аспирантуре Московской консерватории (класс профессора А.Б. Диева). Лауреат IV международного конкурса имени В. Горовица (Киев, 2001, Вторая премия), V открытого конкурса музыкантов-исполнителей им. Н. Сабитова (Уфа, 2002, Первая премия), Международного конкурса Маргарет Лонг и Жака Тибо (Париж, 2004); дипломант XII международного конкурса им. П.И. Чайковского (Москва, 2002). Павел Домбровский выступал с концертами в городах России, Англии, Бельгии, Нидерландов, Германии, Италии, Польши, Франции, Украины и Киргизии.
Марина Рубинштейн (флейта) окончила Московскую консерваторию и аспирантуру по классу флейты у профессора А. Корнеева. В 1999–2001 годах принимала участие в мастер-классах Марины Печчинини (Швейцария). Была стипендиатом благотворительных Фондов М. Ростроповича и В. Спивакова. Лауреат международных конкурсов «Классическое наследие» в Москве, музыкантов-исполнителей на духовых инструментах в Тольятти, конкурса им. В. Букки в Риме, Венского международного конкурса музыкантов, конкурса камерных ансамблей в Кальтаниссетте (Италия). Принимала участие в международных фестивалях в России, Эстонии, Турции, США. Финалист международного фестиваля Young virtuosos, проходившего в Нью-Йоркском Карнеги-холле (1999). Выступала с Ольбергским симфоническим оркестром под управлением Ф. Глущенко, Государственным оркестром радио и телевидения России под управлением С. Скрипки, Клайпедским камерным оркестром под управлением Р. Шервеникаса, оркестром «Киевская камерата» под управлением В. Сиренко, а также с сольными концертами и в составе камерных ансамблей в Дании, Австрии, Германии, Швейцарии, Турции, Литве, Эстонии, США, Израиле и Франции.
Илья Рубинштейн (виолончель) родился в Москве в 1980 году. Окончил Московскую среднюю специальную музыкальную школу им. Гнесиных по классу виолончели (педагог Т.И. Прохорова) и Российскую академию музыки им. Гнесиных, преподаватели А.И. Загоринский, В.А. Берлинский (квартет), О.И. Кондратьева (камерный ансамбль). Принимал участие во многих молодежных проектах, в числе которых Российско-американский молодежный оркестр и «Голландская летняя академия» (Нидерланды). В составе трио стал обладателем приза за лучшее исполнение классики на международном конкурсе в Калтаниссетте (Италия). Играет на виолончели мастера Виченцо Руджери из фондов Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов ВМОМК им. М.И. Глинки. В 2008 году окончил факультет современной музыки в аспирантуре Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Выступает как солист и в составе трио. Один из создателей и постоянный участник FX Quartet.
Глеб Хохлов (скрипка) окончил Уральский музыкальный колледж при Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского по специальности скрипка, артист оркестра, исполнитель (2011). Затем, в 2016 году окончил с отличием Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского на факультете исторического и современного исполнительского искусства. В настоящее время – ассистент-стажер оркестрового факультета.