• 10 ноября 2016, четверг
  • Москва, Большая Бронная 2/6 кв. 58-59, домофон 58 или 59

«Посвящение Дмитрию Шостаковичу»

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Другие события организатора

Мемориальная квартира С. Рихтера
2746 дней назад
10 ноября 2016, начало в 19:00
Москва
Большая Бронная 2/6 кв. 58-59, домофон 58 или 59

Концерт «Посвящение Дмитрию Шостаковичу» в Мемориальной квартире Святослава Рихтера приурочен к осеннему юбилею композитора, которому в этом году исполнилось бы 110 лет. В программу концерта войдут Вокальный цикл «Сатиры» на слова Саши Черного (1960), Квинтет для фортепиано и струнного квартета соль минор (1940) и Соната для альта и фортепиано (1975). Этот концерт станет своеобразным музыкальным эпиграфом к выставке «Дмитрий Шостакович и Святослав Рихтер. Вариации на тему эпохи», которая откроется в Мемориальной квартире Святослава Рихтера 10 ноября. В основу выставки легло несколько наиболее ярких «сюжетов» личных и творческих встреч двух музыкантов; фортепианный квинтет и соната для альта и фортепиано являются одними из главных «действующих лиц» экспозиции. В концерте примут участие: солистка театра «Новая опера» им. Е.В. Колобова Екатерина Кичигина (сопрано), Государственный квартет им. Прокофьева, солисты ансамбля Студии новой музыки Екатерина Маркова (альт) и Мона Хаба (фортепиано). Цена билета – 500 рублей. Продажа билетов онлайн на сайте ГМИИ им. А.С. Пушкина

Вокальный цикл «Сатиры» на слова Саши Черного (1960) – выразительный пример гротескового начала в творчестве Шостаковича. ­В 1960 году Шостакович прочитал сборник стихов Саши Черного, подаренный ему внуком Корнея Чуковского. Фигура Саши Черного, одного из «сатириконцев» (как называли сотрудников журнала «Сатирикон», издававшегося в Петербурге в начале ХХ века), удивительно легко встроилась в ряд писателей, к которым Д. Шостакович особенно тяготел: Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лесков, А. Чехов, М. Зощенко. Шостакович отобрал для будущего вокального цикла пять стихотворений. Должно быть, композитор видел определенную связь между стихами, написанными от лица человека, жизнь которого все больше и больше тонула в болоте быта, безденежья и тоски, и своей ситуацией начала 1960-х. Шостакович снабдил новый цикл подзаголовком «картинки прошлого». Этот вокальный цикл композитор превратил в театр одного актера – певец сам объявляет публике, что он будет петь, подчеркнуто повторяет отдельные слова и фразы, а музыкальный язык цикла насыщен ироничными музыкальными стилизациями.

Два других сочинения, которые прозвучат в этот вечер, принадлежат к вершинам камерно-инструментальной музыки Д. Шостаковича. Фортепианный квинтет соль минор, ор. 57 был написан в 1940 году. Первый скрипач Квартета им. Бетховена Дмитрий Цыганов вспоминал: «после выдающегося успеха Первого квартета Шостаковича мы просили его написать фортепианный квинтет. Ответ Дмитрия Дмитриевича был радостен для нас: “…напишу квинтет непременно и обязательно вместе с вами сыграю его…”  Через год триумфальная премьера этого сочинения с участием автора состоялась в Москве. Соната для альта и фортепиано, ор. 147 (1975) написана через 35 лет после создания квинтета – это последнее сочинение Д. Шостаковича. Композитор уже был смертельно болен, состояние ухудшалось день ото дня. Он почти не мог писать: правая рука не подчинялась, работа прерывалась приступами удушья. Лишь с помощью колоссальных усилий воли Шостаковичу удалось закончить сочинение, вложив в Альтовую сонату свои последние и, может быть, самые сокровенные мысли. Премьера сочинения состоялась 1 октября 1975 года в Ленинграде уже после смерти автора. Партию альта исполнял Федор Дружинин, которому соната посвящена.

Екатерина Кичигина (сопрано) – выпускница аспирантуры МГК им. П.И. Чайковского по классу профессора Н.Л. Дорлиак и ее ученицы, профессора Г.А. Писаренко, солистка Студии новой музыки Московской консерватории, солистка театра «Новая опера». За свою карьеру исполнила множество произведений современных композиторов, некоторые из них записала на компакт-диски. Дипломант международного конкурса «Янтарный соловей» (Калининград, 1994), дипломант международного конкурса вокалистов (Памплоне, Испания, 1994).

Мона Хаба (фортепиано) ­­– выпускница МГК им. П.И. Чайковского и аспирантуры по классу профессора Г.Б. Аксельрода и профессора Л.М. Живова, солистка ансамбля Студии новой музыки. После окончания консерватории работала в Большом театре. Была музыкальным ассистентом народного артиста СССР Владимира Васильева. Гастролировала за рубежом и продолжает активную концертную деятельность, сочетая ее с преподаванием в академическом Музыкальном колледже при Московской государственной консерватории. Мона Хаба принимала участие в фестивалях «Венецианская биеннале», «Московская осень», «Московский форум», «Варшавская осень», Шлезвиг-Гольштейнский музыкальный фестиваль. Выступала как солистка с оркестрами РНО, ГАСО, а также с камерными ансамблями с ведущими российскими музыкантами.

Екатерина Маркова (альт) в 1995 году окончила Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского, а в 1997 году – ассистентуру-стажировку по специальности «сольное исполнительство» (класс Ф. С. Дружинина). С 1995 по 2001 год – ассистент Ф. С. Дружинина. С 1991 года преподаватель по классу альта Музыкального училища при Московской консерватории (ныне – колледжа). С 1997 года ­– преподаватель-консультант Сектора педагогической практики Московской консерватории. В 1996 году в составе «Анима-квартет» стала лауреатом Международного конкурса квартетных ансамблей им. С.И. Танеева (I премия, специальные призы, запись CD). С 1998 года – участник Государственного квартета имени Прокофьева. С концертного сезона 1999 года выступает в ансамбле с пианистом А.А. Егоровым (сонатные вечера). Автор транскрипций и редакций произведений для альта и фортепиано.

Государственный квартет имени Прокофьева (Ирина Менькова,Елизавета Ярцева, Екатерина Маркова, Ольга Галочкина) дал множество концертов в России, Австрии, Германии, США, Канаде, Японии, Финляндии, Италии, Испании и других странах. Состав участников квартета имени Прокофьева периодически обновлялся, однако творческий почерк коллектива оставался неизменным. Видное место в репертуаре квартета занимают произведения композиторов XX столетия: С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке. В сотрудничестве с известными российскими и зарубежными музыкантами были исполнены фортепианные квартеты и квинтеты В.А. Моцарта, Й. Брамса, Р. Шумана, А. Бородина, Н. Метнера, Д. Шостаковича, А. Шнитке, а также кларнетовые квинтеты В.А. Моцарта и Й. Брамса.

Регистрация

Рекомендуемые события

Организуете события? Обратите внимание на TimePad!

Профессиональная билетная система, статистика продаж 24/7, выгрузка списков участников, встроенные инструменты продвижения, личный кабинет для самостоятельного управления и еще много чего интересного.

Узнать больше